ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Что такое психоактивные вещества?
Психоактивное вещество (далее – ПАВ) – любое вещество, способное при однократном приеме изменять психическое состояние человека (настроение, самоощущение, восприятие окружающего), физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, способное вызывать психическую или физическую зависимость.
К психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и др.
- Прогулы в школе по непонятным причинам;
- Наличие значительных сумм денег из неизвестного источника;
- Частая, непредсказуемая, резкая смена настроения;
- Неопрятность внешнего вида;
- Исходящий от одежды запах ацетона, растворителя или уксуса;
- Смена одноклассников на новых "друзей", которые не заходят на территорию школы, а вызывают подростка с помощью других детей;
- Проведение большого количества времени в компаниях ассоциативного типа;
- Потеря интереса к школьным делам, к спортивным и внеклассным занятиям;
- Появление новой тематики в рисунках, которые дети часто рисуют в тетрадях, книгах (изображение шприцов, мака, паутины, черепов и в основном в черно-белых тонах);
- Интерес подростка к медикаментам и содержанию домашней аптечки.
- Частые обманы, изворотливость, лживость.
Что делать родителям?
1. Обсуждать на семейном совете возникающую проблему.
2. Поговорить с ребенком, избегая угроз и применения физических мер наказания.
3. Постараться создать доверительную обстановку, помочь ребенку рассказать о своем пристрастии к ПАВ.
4. Объяснить опасность употребления ПАВ.
5. Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и возможные сопутствующие заболевания.
6. Отвести ребенка к специалисту в области наркологии для оказания лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи.
7. Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться убедить его в необходимости быть ответственным за свое состояние здоровья.
8. Переговорить с классным руководителем, стараться найти понимание и поддержку в осуществлении вторичных профилактических мероприятий (предотвращения повторных случаев употребления ПАВ, срывов и рецидивов заболевания).
9. Привлекать ребенка к различным спортивным и культурно-массовым мероприятиям.
10. Быть внимательными к поведению друзей и знакомых ребенка, понимая их возможное положительное или отрицательное влияние.
Однако следует помнить, что такие изменения сами по себе однозначно не доказывают присутствия в жизни подростка алкоголя или наркотиков. Они могут сопровождать более простые (с точки зрения взрослого человека), но отнюдь не менее острые (с точки зрения юношества) проблемы, например, отсутствие взаимности в первой любви, крушение надежд, потерю уверенности в себе или неспособность к установлению конструктивных отношений с окружающими. В таком случае необоснованные подозрения в употреблении психоактивных веществ способны нарушить доверительность детско-родительских отношений и подтолкнуть сына или дочь к реальным пробам. Поэтому нужно соблюдать такт и осторожность, заметив тревожные изменения в жизни вашего ребенка, чтобы в случае необходимости суметь прийти ему на помощь. В конце концов, так ли это важно, в какой конкретной ситуации ему эта помощь нужна: в жизни подрастающего человека любая проблема кажется сверхважной, тотальной и уникальной!